Нечаева А. В.

Дальневосточный государственный университет, 690950 г. Владивосток, Октябрьская 27

E-mail: sazykin@meteo.dvgu.ru

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ ТУРИЗМ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Россия не только входит в самый быстро развивающийся в туристическом отношении Азиатско-Тихоокеанский регион, но и имеет непосредственную границу с одним из лидеров мирового современного туристического рынка - Китайской Народной Республикой. Китай, обладая огромными рекреационными ресурсами: уникальной природой и богатствами культурно-исторического наследия, является привлекательным направлением для туристов всего мира. В то же время численность населения Китая в сочетании с ростом доходов населения вызывает к нему интерес с точки зрения выездного туризма, как к одной из крупнейших стран-доноров. Учитывая эти факты, а так же то, что ВТО строит самые благоприятные прогнозы для КНР на ближайшее будущее, стоит более тщательно подходить к анализу достижений китайской туристической отрасли и уделять больше внимания вопросу о взаимовыгодном сотрудничестве в туризме между Россией и КНР.

Туризм начал оказывать существенное влияние на китайскую экономику после 1978 года с введением правительством страны политики “открытых дверей”, когда были сняты ограничения на внешнюю торговлю, стали активно поощряться привлечение иностранного капитала и рост технико-экономического сотрудничества с другими странами. Для развития туризма большое значение имела активизация внешнеполитической деятельности Китая, участие Пекина в различных международных организациях и конференциях, расширение культурных связей, научного и студенческого обмена и многое другое. Огромное внимание уделялось расширению рекреационных ресурсов страны - были приняты законы о лесе и об охране памятников культуры. В 1985 г. Китай присоединился к “Конвенции об охране наследия мировой культуры и природы”.

В течение 20 с лишним лет проведения политики реформ и открытости быстро повышался уровень строительства инфраструктурных объектов в сфере туризма, и шло освоение туристических ресурсов Китая. К концу 2001 г. основные фонды отрасли туризма КНР оценивались в 780 млрд. юаней. В настоящее время в отрасли действуют 288 тыс. предприятий, в том числе более 10 тыс. различных туристических агентств [1].

В последние годы стали активно развиваться различные экскурсионные и развлекательные программы. Особой традицией по привлечению туристов стало проведение ежегодных туристических акций: “Красота китайской природы” (1993 г.), “Поездка по памятникам культуры” (1994 г.), “Народные обычаи и нравы” (1994 г.) и т. д.

В результате всех этих усилий туризм в Китае получил стремительное развитие. Если в 1978 г. Китай посетило 716 тыс. иностранных туристов, а полученный доход составил 263 млн. долл., то в 2001 г. в КНР побывало 33,167 млн. человек, которые оставили в стране 17,79 млрд. долл. и вывели Китай по этим показателям на 5-е место в мире [2].

Относительно вклада России в данный процесс, в 1992 году наша страна занимала в Китае первое место среди стран – поставщиков туристов (без учета Гонконга), но в дальнейшем ее обогнала Япония, затем другие страны [3]. Характерной чертой того периода являлось то, что основной поток туристов в Китай формировался за счет шоп-туров, цели которых имели отдаленное отношение к туризму. Среди потока наиболее многочисленной группой россиян долгое время оставались лишь коммерсанты, привлеченные низкими ценами на китайские товары широкого потребления и устойчивым спросом на отечественное сырье. В течение десяти лет после “открытия” Китая именно их впечатления во многом сформировали мнение об этой стране среди потенциальных потребителей туристических услуг. Со временем доля российских туристов сократилась, а туристический поток из России в Китай стал приобретать цивилизованную форму.

В настоящее время наиболее популярными направлениями для отечественных туристов являются три: северная часть Лессового плато в среднем течении реки Хуанхэ - колыбель китайской цивилизации, Юг Китая, к которому частично можно отнести Восточное побережье, и Северо - Восток Китая. Относительной освоенности данных направлений на российском рынке способствуют регулярные рейсы “Аэрофлота” и местных авиакомпаний, - в Пекин, Шанхай и Гонконг из Москвы, в Чаньчунь, Харбин и Шэньян из Владивостока, Хабаровска и Иркутска соответственно. К этим рейсам привязаны наиболее популярные групповые маршруты. Самыми посещаемыми российскими туристами объектами познавательного туризма являются Запретный город, Великая Китайская стена, могилы императоров династии Мин, парки летних дворцов императоров династии Цин, Ихэюань и Юаньминюань. В 2001 г. Китай посетили 1,1 млн. российских граждан, что составило 11% от общего числа прибытий. По количеству посетивших Китай туристов Россия занимает сегодня третье место [4].

КНР так же представляет огромный интерес для России с точки зрения въездного туризма. Благодаря быстрому развитию экономики и росту доходов населения в Китае появились объективные условия для возникновения рынка туристов выезжающих за границу. В настоящее время китайский туристический рынок – самый динамичный в мире. В 1993 г. из страны выехало 3,74 млн. туристов, в 2001 г. – 12,133 млн. человек [2]. Расходы китайских туристов за рубежом растут еще быстрее. Так, в 1990 г. они оставили 470 тыс. долл., а в 2000 г. – 13,1 млрд. долл. Следует отметить, что основную часть туристического потока из Китая составляют лица с высокими доходами – средний расход одного китайского туриста на 2000 г. составлял 1251 долл. [5].

История мирового туризма показывает, что в начальный период развития въездного туризма основной туристический поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия является главным туристическим направлением (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике учитываются отдельно). Китайцев Россия привлекает в первую очередь как ближайшая страна с западной европейской культурой и элементами ее свободы.

В России отсутствует достоверная статистика о выездном туризме из Китая, так как существуют определенные сложности в учете “челноков” и незаконных иммигрантов. Рост въездного туризма из КНР особенно заметен в приграничных районах. Так, Приморский край, на долю которого в 1998-2000 гг. приходилось 17–24% общероссийского потока. [6], к 1998 году принял 109,4 тыс. китайских туристов, а в 2002 г. их число уже составляло 162,3 тыс. Что касается центральных районов России, то 90% посетителей из Китая осматривают лишь Москву и Санкт-Петербург с пригородами. Стоит отметить, что основную группу туристов составляют обеспеченные китайцы, которые оставляют в России от 200 до 1500 долл. [7]. Кроме того, авиабилеты, как правило, приобретаются у отечественного “Аэрофлота”. Учитывая это, Россия могла бы получать существенную прибыль от развития въездного туризма со стороны КНР.

Однако наша страна во многом еще не готова принять массовый поток туристов из Китая. Этому препятствует ряд проблем, главными из которых являются отсутствие рекламы (в продвижении на Китайском рынке Россия занимает пассивно-выжидательную позицию), отсутствие развитой инфраструктуры, которая в приграничных областях уже сейчас не удовлетворяет всех требований туристического потока, и крайне низкий уровень сервиса.

Тем не менее, существуют и положительные сдвиги в расширении туристических связей между двумя странами. Так в январе 2002 г. правительство КНР официально уже внесло Россию в перечень стран, рекомендуемых для посещения китайскими туристами. Особый интерес представляет возможность реализации проекта по созданию самой протяженной туристической зоны в Северо-Восточной Азии вдоль пограничной реки Хэйлунцзян (Амур). Планируется, что туристическая зона охватит пограничный участок и бассейн нижнего течения и ее протяженность составит около 4 тыс.км. Правительство провинции Хэйлунцзян уже включило освоение туристических ресурсов на реке Амур 10-й пятилетний план [8]. Определенные перспективы для туризма открывает и проект создания “треугольника” – китайско-российско-монгольской экономической зоны, активно продвигаемый администрацией аймака Хулунбуир (автономный район Внутренняя Монголия), который располагается на китайско-монгольско-российской границе и с древности является центром пересечения торговых путей [9].

Литература

1. Туризм – новый источник экономического роста Китая //Китайский информационный Интернет-центр (http://www.china.org./Russian/48241.htm от 21.02.2003).

2. CNTO.ORG Tourism Database ( http://www.cnto.org/tourism от 15.02.2003).

3. Сазыкин А.М., Глушко А.А. Туризм в АТР: истоки кризиса // Российский Дальний Восток и страны АТР: проблемы развития экономических отношений. – Владивосток,2001. –С.339-340.

4. Сотрудничество китайских и российских турфирм в организации поездок китайских граждан в Российскую Федерацию // Китайский информационный Интернет-центр (http://www.china.org./Russian/48241/htm от 21.02.2003).

5. China tourism statistic //WTO in China (http://www.world-tourism. org/market_reseach/facts&figures/latest_date.pdf от 1.11.2001).

6. Сазыкин А.М., Глушко А.А. Перспективы развития въездного туризма Приморского края // Туризм и региональное развитие. – Смоленск,2000. – С. 320-322.

7. Мстиславский С. Китай – Россия: на пороге туристического бума // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2001. - №8. – С. 60-61.

8. Перспективы открытия туристической зоны на базе пограничной реки военного назначения // Китайский информационный Интернет-центр (http://www.china.org./Russian/52864.htm от 21.02.2003).

9. В аймаке Хулунбуир создается ктайско-российско-монгольская экономическая зона // Китайский информационный Интернет-центр (http://www.china.org./Russian/52542.htm от 21.02.2003).

Хостинг от uCoz